ЛОГО (HEADER) ЛОГО (HEADER)-2

Новости

29.05.2012
Законодательная база по саморегулируемым организациям нуждается в переосмыслении и модернизации. К таким выводам пришли участники парламентских слушаний "Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития". То, что интерес к этой теме огромный, можно было судить по количеству участников.

Открывая слушания, председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов отметил судьбоносное значение инструмента саморегулирования для развития российской экономики. Но для того чтобы раскрыть его созидательный потенциал, необходимо создать надежную законодательную базу, заявил депутат. По его мнению, прежние нормативные акты в этой области сегодня уже не работают и нуждаются в переосмыслении и модернизации. В частности, принятый в декабре 2007 года Закон "О саморегулируемых организациях" заложил правовые основы саморегулирования, но не решил ряд вопросов по контролю и стандартизации нормативов СРО.

Не решил этих вопросов и принятый в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он нуждается в коренных изменениях и поправках, которые должны отвечать современным реалиям. Как отмечают в комитете, власти постоянно подчеркивают необходимость создания благоприятных условий для развития рыночной экономики как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и через создание стимулов для формирования профессиональных сообществ, основанных на принципах самоорганизации и обеспечивающих самостоятельную выработку необходимых требований к ведению бизнеса, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам.

Но зачастую представители профессионального сообщества в уже действующих объединениях бизнеса, получивших статус саморегулируемых организаций, не всегда понимают, как использовать эти механизмы. И поэтому важно для государства и бизнеса с самого начала избежать ситуации, когда государство обращается к обезличенному рынку или к наиболее крупным и "важным" его представителям, которые далеко не всегда руководствуются интересами отрасли.

Комитет считает, что на основе анализа развития институтов саморегулирования необходимо провести большую работу, направленную на кодификацию законодательства о саморегулировании, детализации норм, имеющих принципиальное значение для развития института и устранения правовых противоречий. Именно эти меры предотвратят дискредитацию и "разваливание" модели СРО в угоду отраслевому и ведомственному лоббизму.

Олег Фомичев, заместитель министра экономического развития РФ, подчеркнул, что в нашей стране к настоящему времени накоплен значительный опыт функционирования СРО в различных отраслях экономики. В стране зарегистрировано более 900 СРО в различных сферах деятельности. При этом основное число составляют СРО в строительной и изыскательской отраслях, около 448.

"Мы возлагаем большие надежды на СРО как на альтернативу госрегулирования, способную трансформировать госконтроль в форму, которая присуща современному гражданскому обществу. Механизм саморегулирования открывает широкие возможности для стимулирования развития отрасли и помогает раскрыть ее экономический потенциал", - отметил Олег Фомичев. Он убежден, что СРО имеет все объективные возможности обеспечить снижение уровня коррупции и количество административных барьеров в экономике, тем самым улучшит качество продукции и снизит ее себестоимость, что, несомненно, повысит уровень доверия потребителя к услугам предприятий, работающих по данной схеме.

По мнению чиновника, для того чтобы механизм заработал эффективно, необходимо проанализировать все проблемы, которые возникают при работе СРО, и найти решения, которые реально позволят саморегулированию заменить государственное управление. Это и несовершенство отраслевого законодательства, которое зачастую демонстрирует противоположные базовому закону подходы к механизму саморегулирования, это и неопределенность в квалификационных требованиях и численности членов СРО.

Сами представители СРО отмечают, что государство должно выработать единый подход в данном вопросе. "Отсутствие единого государственного подхода к статусу СРО, к регулированию его функций, к определению квалификационных требований и правовому статусу создают множество проблем в нашей работе", - заявил Андрей Акимов, руководитель аппарата Национального объединения изыскателей.

По итогам слушаний правительству РФ рекомендовано доработать и максимально быстро согласовать с заинтересованными ведомствами поправки к законопроекту, вносящему изменения в Закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты РФ", и внести их в Госдуму. Новый вариант законопроекта обеспечит действенную правовую основу СРО как института общественного регулирования и контроля. Также решено принять оперативные меры по определению единого уполномоченного федерального органа исполнительной власти по ведению госреестра СРО в различных отраслях экономики и видах предпринимательской и профессиональной деятельности.
Источник: Российская газета
(Нет голосов)