ЛОГО (HEADER) ЛОГО (HEADER)-2

Новости

07.02.2012

«Актуальные проблемы расследования и урегулирования происшествий, инцидентов и аварийных ситуаций в области строительства»

Изменения, вносимые в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" помимо введения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, в целях снижения барьеров в строительной сфере, также предусматривает введение новой системы возложения имущественной ответственности на собственников зданий и сооружений за причинение вреда в результате обрушения или повреждения здания или сооружения. Установленная система, возложив ответственность за причинение вреда на собственников объекта капитального строительства, не исключает возможности возложения ответственности на лиц, вследствие недостатков работ которых причинен вред.

Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что наши с вами коллеги – строители, проектировщики, изыскатели – и впредь будут лицами обязанными возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу не только на этапе строительства объекта капитального строительства, но и на этапе его эксплуатации. Введение же ответственности, в силу закона, собственника объекта капитального строительства, концессионера, и прочих регредиентов наталкивает на мысль о возможном увеличении попыток злоупотребить доказыванием того, что вред произошел именно вследствие недостатков работ лиц их выполнявших. К такому выводу можно прийти исходя из установленной законом возможности предъявления регредиентами требований в размере возмещенного ими вреда и выплаченной компенсации к лицам, выполнившим работы, вследствие недостатков которых причинен вред. Кроме того к числу таких заинтересованных лиц, помимо собственников зданий прибавятся страховщики их ответственности выплатившее страховое возмещение, право требования к которым перешло от страхователей в порядке суброгации.

В связи с вышеизложенным, проблема расследования аварийных ситуаций, возникающих при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не только не утрачивает своей актуальности, но и приобретет с вступлением в силу Закона № 337-ФЗ новый масштаб. Во многих случаях для установления действительных причин аварии и иных ее обстоятельств требуется проведение незамедлительного расследования с привлечением специалистов, имеющих специальные познания и опыт работы при расследовании аварийных ситуаций в строительстве. Наиболее эффективным путем решения данной проблемы является внедрение в деятельность СРО института «Аварийный комиссариат», привлечение к расследованию аварийных ситуаций специализированной организации, деятельность которой направлена на своевременное установление обстоятельств аварии, ее причин, а также оценки последствий. Применение данного института во многих случаях позволило бы избежать возникновения споров о причинах аварии, длительных судебных тяжб и назначения дорогостоящих экспертиз, а также позволило бы исключить возможность искажения или сокрытия сведений об аварии.

В контексте данной проблематики, следует отметить, что одной из эффективных мер по предотвращению аварийных ситуаций в области строительства является выявление и обобщение факторов послуживших допущению недостатков работ, следствием которых и явилось наступление аварийной ситуации. Выявление, обобщение и анализ таких факторов невозможны без единого органа одной из задач которого являлось бы сбор информации о наступивших аварийных ситуациях и имевших место случаях причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Создание такого органа было бы целесообразно на базе национальных объединений саморегулируемых организаций в области строительства.

В связи с изложенным, представляется необходимым создать на базе национальных объединений саморегулируемых организаций в области строительства орган по сбору, обобщению и анализу информации о наступивших аварийных ситуациях и имевших место случаях причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Вышеизложенное предложение направить в национальные объединение саморегулируемых организаций в области строительства.

Статья 60 Градостроительного кодекса: ныне действующая редакция и будущая (с 01.07.2013г.)

В соответствии с Градостроительным Кодексом до 01 июля 2013 года будет действовать следующая система: если по предъявлению требований третьим лицом не хватает выплат по страховому полису, собственных средств виновника происшествия, то выплаты производятся из компенсационного фонда СРО или Национальным объединением (если данная СРО исключена из реестра); если и этих средств недостаточно, то применяют субсидиарную ответственность: ответственность органа государственной экспертизы или организации, проводившей негосударственную экспертизу.

Исходя из закона № 337-ФЗ от 28.11.2011 г. с 01 июля 2013 года приведенная выше система меняется. Центр тяжести по возмещению вреда потерпевшим смещается в сторону собственника, застройщика, технического заказчика, концессионера. Система такова:

1. Для всех зданий и сооружений, за исключением многоквартирных домов.

а). Если вред личности и имуществу юридических и физических лиц причинен вследствие разрушения, повреждения объекта, а также вследствие нарушения требований к эксплуатации, вред должен возместить собственник.

б). Если вред причинен в результате разрушения объекта, то собственник, который осуществил выплату, вправе в порядке регресса обратиться к:

- изыскателю, если вред причинен вследствие недостатков его работ;

- проектировщику, если вред причинен вследствие недостатков его работ;

- строителю, если вред причинен вследствие недостатков его работ;

- СРО (в пределах компенсационного фонда), либо к Национальному объединению, если СРО уже исключена из реестра;

- государственной или негосударственной экспертизе, если вред причинен в результате несоответствия документации (результатов инженерных изысканий, проектной документации) требованиям технических регламентов, и выдано положительное заключение;

- РФ, если вред причинен вследствие несоответствия объекта или работ требованиям технических регламентов / проектной документации/ и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

Все эти лица несут солидарную ответственность перед собственником, т.е. можно обращаться как к любому из них, так и ко всем вместе одновременно.

Аналогичная история с повреждением объекта незавершенного строительства. Только первоначально вред должны возмещать: застройщик или технический заказчик (если в договоре с последним на него возложена такая обязанность), концессионер.

Если вред причинен вследствие нарушений требований к эксплуатации здания или сооружения, то собственник вправе в порядке регресса обратиться к лицу, которое на основании договора выполняло работы по содержанию и обслуживанию объекта, вследствие недостатков которых причинен вред.

2. Для многоквартирных домов.

Вред, причиненный вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома солидарно обязаны возместить:

- Изыскатель, проектировщик или строитель, вследствие недостатков работ;

- СРО в пределах компенсационного фонда, либо Национальное объединение, если СРО уже исключена из реестра;

- государственная или негосударственная экспертиза, если вред причинен в результате несоответствия документации (результатов инженерных изысканий, проектной документации) требованиям технических регламентов, и выдано положительное заключение;

- РФ, если вред причинен вследствие несоответствия объекта или работ требованиям технических регламентов / проектной документации/ и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

Итак, сравнивая ныне действующую и будущую схемы, связанные со страхованием гражданской ответственности следует обратить внимание на принципиальные изменения относительно вида ответственности – субсидиарная/солидарная. Если в ныне действующей схеме, связанной с ответственностью представителей строительной отрасли, применяется субсидиарная ответственность, то с 01 июля 2013 года это будет солидарная ответственность, когда собственник (застройщик, технический заказчик), выплатив пострадавшему, может обратиться с регрессным иском сразу в СРО и она по закону обязана будет выплатить. В связи с этим необходимо уже сегодня сделать соответствующие выводы и подготовить рекомендации Комитета и новую редакцию Методических рекомендаций.

Развитие страхования в рамках саморегулирования: основные положения методических рекомендаций, вопросы коллективного страхования, итоги и перспективы

В феврале 2010 года Министерство регионального развития утвердило Методические рекомендации по страхованию членов СРО, в которых обозначены минимальные параметры страхования. На их основе НОСТРОЕМ были разработаны Унифицированные требования к страхованию гражданской ответственности.

В Методических рекомендациях определены следующие параметры: договор страхования должен заключаться на один год, страховые суммы не должны быть менее 5 млн. руб. Данные стандарты не являются совершенной страховой защитой, поскольку перед разработчиками была поставлена задача создать именно минимальные параметры, ниже которых страхование становится фикцией.

В 2010 году в первом чтении были приняты поправки, закрепляющие минимальные параметры страхования СРО. Данные поправки не нашли поддержки со стороны строительного сообщества, поскольку привели бы к удорожанию полиса как минимум в два раза. В итоге, до второго чтения они не дошли.

До сих пор не утихают споры в вопросе о коллективном страховании. Наша позиция остается неизменной, мы по-прежнему считаем, что логичнее и правильнее страховать каждую строительную организацию отдельно. Если страховать СРО целиком, то мы не увидим, что делается внутри, не узнаем, какой компании за безубыточность можно сделать скидку, а к кому наоборот применить повышающий коэффициент.

Желание СРО как можно больше отсрочить тот момент, когда придется расходовать средства компенсационного фонда, привело к разработке нового страхового продукта – страхования субсидиарной ответственности СРО, где страхователем выступает СРО и возмещение третьим лицам выплачивается, если виновник – строительная компания - не возместил ущерб.

По предварительным данным объем рынка страхования членов СРО в 2011 году составил не менее 1,8 млрд. руб., т.е. вырос на 16%. В договоры страхования СРО активно включается ретроактивный период, который позволяет выплачивать страховые возмещения за вред, причиненный спустя 3 или 5 лет после допущения недостатков при выполнении работ.

Со старта страхования СРО прошло два года, как мы и прогнозировали, начался процесс смены страховых компаний. Сейчас многие члены СРО вынуждены или хотят добровольно поменять страховую компанию. В первом случае строителей вынуждает уход или банкротство их страховых компаний в связи с требованием об увеличении уставного капитала с 1 января 2012 года. Во втором – поиск более выгодных и качественных условий и программ страхования или недовольство действиями прежнего страховщика.

До сих пор в некоторых СРО отсутствует эффективно действующий контроль наличия и качества полисов страхования. Пользуясь этим, недобросовестные строительные компании приобретают фиктивный и заведомо «невыплатной» полис.

Проблему фиктивного страхования могла бы решить разработка унифицированных стандартов страхования. Сейчас в страховой отрасли активно идет процесс по созданию минимальных параметров по массовым видам страхования. Минимальные стандарты страховой услуги помогут избавить рынок от негативных явлений, демпинга.

Представляется также необходимым предусмотреть эффективный механизм контроля за своевременной пролонгацией договоров страхования членами СРО.

Вышеизложенные предложения направить в национальные объединение саморегулируемых организаций в области строительства.

Вступление в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

С 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Принятие Закона № 225-ФЗ было связанно с отсутствием, эффективной практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности в случаях наступления чрезвычайных ситуаций и причинения вреда гражданам и юридическим лицам.

Результатом возникновения таких чрезвычайных ситуаций и аварий является не только значительный ущерб экологической обстановке, экономике страны, но и имущественные потери у населения, организаций и предприятий.

До вступления в силу Закона № 225-ФЗ страхование рисков, связанных с эксплуатацией опасных объектов, рассматривалось руководством указанных объектов как формальное мероприятие. В поисках минимизации затрат страхователь приобретал полисы страхования с незначительными лимитами, не особо заботясь об устойчивости страховой компании. Такие договоры, в случае наступления страхового случая, были в состоянии обеспечить только минимальные выплаты, не идущие ни в какое сравнение с размером нанесенного ущерба. Масштаб же возможного ущерба можно оценить, исходя из количества опасных объектов. Сегодня в Российской Федерации их действуют около 45 тыс. различного типа и различной формы собственности.

Вступивший в силу Закон № 225-ФЗ определяя условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности, понятие страхового случая, принципы определения и размер страховой суммы, принципы исчисления страховой премии и утверждения страховых тарифов и коэффициентов к ним исключает возможность формального заключения таких договоров страхования.

Кроме того, предусматриваемое Законом обязательное страхование, в том числе, направленно на стимулирование меры по повышению уровня безопасности опасных объектов. Такой вывод можно сделать исходя из установленной Законом оценки безопасности эксплуатации опасных объектов со стороны страховщиков, в соответствии с которой реализуется тарифная политика в зависимости от уровня вероятности наступления аварии.

Законом также устанавливается порядок заключения договора страхования, основные обязанности страхователя и страховщика, порядок и условия осуществления страховых выплат и условия освобождения страховщика от обязанности произвести страховые выплаты, условия прекращения договора страхования, характер вреда, который подлежит возмещению по договору обязательного страхования.

Дополнительного изучения требует вопрос о соотношении лиц ответственных за причинение вреда по Закону № 225-ФЗ и лиц ответственных за причинение вреда в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Коллективное страхование

Правовые основы применения коллективного страхования ответственности членов Саморегулируемой организации в сфере строительства заложены в Федеральном законе от 01.12.2007 № 315–ФЗ «О саморегулируемых организациях». В соответствии с п. 1, ч.1, ст. 13 указанного закона, саморегулируемая организация вправе применять, в качестве способа обеспечения имущественной ответственности своих членов создание системы личного и (или) коллективного страхования.

В сообществе саморегулируемых организаций в сфере строительства все чаще появляются опасения по поводу возможной недостаточности страховых сумм по индивидуальным договорам страхования ответственности членов Саморегулируемых организаций для возмещения причиненного ими вреда.

Заключение договора коллективного страхования ответственности членов Саморегулируемых организаций дополнительно к индивидуальным договорам страхования, на сегодняшний день, является тем эффективным инструментом, который позволяет наиболее полно обеспечить их имущественную ответственность, а также предотвратить выплаты из компенсационного фонда Саморегулируемых организаций.

Договор коллективного страхования заключенный в дополнение к индивидуальным договорам страхования позволит включить в страховое покрытие возмещение вреда, превышающее страховую сумму по индивидуальному договору страхования. Данное положение, вероятно, должно содержаться в разделе договора страхования содержащее условие о франшизе.

К достоинствам договора коллективного страхования, как инструменту обеспечения имущественной ответственности членов Саморегулируемых организаций, относят возможность Саморегулируемых организаций определить в договоре условия, наиболее отвечающие интересам ее членов. Немаловажной, представляется, возможность уменьшения страховой премии за счет объема оказываемой страховой услуги.

Кроме того заключение коллективного договора страхования позволит своим страховым покрытием, в случае когда член Саморегулируемой организации не пролонгировал индивидуальный договор страхования или расторг его, надлежаще обеспечить имущественную ответственность члена Саморегулируемой организации.

В тоже время, существует необходимость выработки профессиональным сообществом условий коллективного договора, способов его исполнения и заключения, наиболее отвечающих целям обеспечения имущественной ответственности членов Саморегулируемых организаций.

(Нет голосов)